Инфопринт - помощь студентам!

Курсовая работа на тему - Особенности памяти старших дошкольников

 заказ 00503


Предмет - Возрастная педагогическая психология

Тема Особенности памяти старших дошкольников

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти. 6

1.1.      Исследование проблемы памяти в психологии. 6

1.2.      Характеристика памяти как мнемического процесса. 14

Выводы по 1 главе. 19

Глава 2. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста  20

2.1. Характеристика социальной ситуации развития детей старшего дошкольного возраста  20

2.2. Ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста. 24

2.3. Основные новообразования детей старшего дошкольного возраста. 26

2.4. Возрастные особенности развития памяти старших дошкольников. 30

Выводы по 2 главе. 37

Глава 3. Диагностическая программа изучения особенностей памяти старших дошкольников. 38

3.1. Диагностическая методика № 1. 39

3.2. Диагностическая методика № 2. 40

3.3. Диагностическая методика № 3. 41

3.4. Диагностическая методика № 4. 42

3.5. Диагностическая методика № 5. 43

Заключение. 44

Список литературы.. 46

Приложения. 51

Введение

Проблема формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века. Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний

Обновление дошкольного образования вызвало к жизни две противоположные тенденции. С одной стороны – это гуманизация целей и принципов педагогического процесса, осуществление личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. С другой – стремление к раннему обучению по школьным программам, с использованием школьных форм обучения. В итоге игнорируются особенности дошкольного периода. Его потенциальные возможности не реализуются. Психическое развитие должно проходить в дошкольных видах деятельности и учитывать специфику данного возраста, что неоднократно подчеркивали А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития, когда закладывается "образный фундамент" интеллекта. С 3 до 7 лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти. Роль её в жизни и деятельности людей не уменьшается и на более поздних этапах онтогенеза, что показали исследования А.И Липкиной. И. Размыслова и других.

У дошкольников суть развития памяти сводится к тому, что естественные непосредственные формы запоминания начинают превращаться в сложные, социальные по своему строению "высшие психологические процессы" (Л.С. Выготский). Они, приобретая произвольный характер, становятся целенаправленными умственными действиями, занимающими новое место в системе интеллектуальной деятельности (А.Н Леонтьев).

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Дошкольный возраст-возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.

Список литературы

1.       Артюхова,И.С. В первом классе – без проблем  – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.

2.       Афонькина Ю.А. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1992. –№ 1.

3.       Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 101.

4.       Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание, 2003. № 2 – С.47; № 3 – С.53; № 4 – С.70; № 6 – С.94.

5.       Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001. – 349 с.

6.       Блонский П. П. Память и мышление.— Соч.— М., 1979, т. 2, с. 118—340.

7.       Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования, 2000. – № 1. – С. 7-12.

8.       Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - Собр. соч. Т.2. М.: "Просвещение", 1982. - 91 с.

9.       Гуменная, Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией. Речевые расстройства у детей и методы их устранения / Г.С. Гуменная. - М.: "Просвещение", 1978. - С.45-54.

10.     Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2003. – 216 с.

11.     Дудкин, К. Н. Зрительное восприятие и память : информ. процессы и нейрон. механизмы / К. Н. Дудкин ; отв. ред. Н. Н. Василевский ; АН СССР, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. - Л. : Наука, Ленингр.отд-ние, 1985. - 204 с.

12.     Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. В трех частях. Ч.2/М.А. Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова. Мн. "Народная асвета", 2005. - 183 с.

13.     Ермакова, Е.С.  Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии №1 - 1996. - с.124

14.     Ермакова, Е.С.  Формирование гибкости мышления у дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии № 4 - 1999. - с.28

15.     Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. М.: "Просвещение", 1985. - 221 с.

16.     Житомиpская, И.Г. Сравнительное изучение умственных действий старших дошкольников/ И.Г. Житомирская, Н.А. Орешкина // Вопросы психологии. №3. - 1991. - с. 19

17.     Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: "Просвещение", 1990. - 310 с.

18.     Зайцева, Л.А. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией / Л.А. Зайцева, Т.В. Горудко. - // Дэфекталогiя. - 2003. - №1. - С.13-28.

19.     Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. - Мн.: НМЦентр, 1994. - 20 с.

20.     Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе.// Начальная школа, 2002. – №6. – С.50.

21.     Иванова, Е.Ф. Роль незавершенного действия в процессах мышления и памяти /Е.Ф. Иванова // Вопросы психологии. №1. - 1991. - с.58

22.     Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978. – 176 с.

23.     Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 96.

24.     Киселев, П.А. Как развивать память ребенка / П.А. Киселева. СПб. "Питер", 1996. - 163 с.

25.     Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 2003.

26.     Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер,2005. – 904с.

27.     Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2000.

28.     Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

29.     Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. "Народная асвета", 1999. - 340 с.

30.     Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я. Кушнир. - Мозырь., 2002. - 77 с.

31.     Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 2002 С. 513.

32.     Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: 1994.

33.     Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

34.     Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

35.     Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

36.     Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ - М.: Педагогика, 2002.

37.     Поддъяков Н. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание, 2001. – № 9. – С. 68-75

38.     Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.  — М., 2001.

39.     Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 160 с.

40.     Развитие логической памяти у детей. / Под pед. А.А. Смиpнова. М.: "Просвещение", 1976. - 415 с.

41.     Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. – № 1. – С. 10-15.

42.     Середа Г.К. Что такое память? / Г.К. Середа // Психол. журнал. – М., 1985. - Т.6. - N6.

43.     Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966.

44.     Улановская И.М. Образовательная среда.// Начальная школа: плюс – минус, 2002. № 1. – С. 3-13.

45.     Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2001. – 336 с.

46.     Чиникайло,С.И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников  – Мн., БГМУ, 2005. – 56с.

47.     Шадpиков, В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. М.: "Просвещение" 1990. - 187 с.

48.     Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь [Текст] пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь.- Гродно: ГРГУ, 2002. – 263с.

Интернет-ресурсы

49.     Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy. msu.ru

50.     Психология.:Книги, учебные пособия, методические указания, тексты, планы занятий, учебные программы, //http://window.edu.ru/window/library?p_rid.

51.     Статья Обуховой Л.Ф. "Две парадигмы в исследовании детского развития:"http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965030.htm

52.     Статья Г.А. Цукерман "Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?": http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985068.htm

53.     Статья А.О. Прохорова, Г.Н. Генинга "Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности": http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/984/984042.htm

54.     Неофициальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.flogiston.ru

55.     Портал "Psychology.ru": http://www.psychology.ru

56.     Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

 

Если данная работа  Вас заинтересовала, то Вы можете связаться с нами указав номер заказа и обсудить условия ее покупки. Также по Вашему запросу мы можем выслать выдержки из работы для ознакомления перед покупкой.

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Ваш телефон *:
ВУЗ-Предмет *:
Тип работы *:
Тема, Вариант, Номер задания. *:
Объем работы:
Есть ли методичка ? *:
Требования к выполнению:
Оценка сайта:

Понедельник, 17.06.2019, 14:43
Приветствую Вас Гость

Посоветовать другу

Вход на сайт

Мы Вконтакте!

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 64

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0